Притирка клапанов головки блока цилиндров (ГБЦ) – важная процедура, обеспечивающая герметичность камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Этот процесс необходим после капитального ремонта мотора или замены клапанов, чтобы гарантировать их идеальное прилегание к седлам. От качества притирки зависит компрессия, мощность двигателя, его КПД и экономичность. В Минске данную услугу профессионально выполняет моторно-технический центр АБ Моторс, где специалисты используют современное оборудование и проверенные методики.
Зачем нужна притирка клапанов
Притирка клапанов направлена на обеспечение плотного контакта между впускными и выпускными клапанами и их седлами в ГБЦ. Без этой процедуры новые или отремонтированные клапаны не смогут полноценно выполнять свою функцию, что приведет к утечке энергии сгоревших газов. Как следствие, двигатель теряет мощность, увеличивается расход топлива, а технические характеристики ухудшаются. Современные автомобили иногда оснащены системами автоматической регулировки клапанов, но в большинстве случаев притирка остается незаменимой операцией, особенно при ремонте.
Способы притирки клапанов
Существует два основных метода притирки: ручной и механизированный. Оба требуют демонтажа ГБЦ и снятия клапанов, что включает удаление пружин и «сухарей» из тарелок. Выбор способа зависит от доступного оборудования и квалификации мастера.
1. Ручная притирка клапанов
Ручной метод – трудоемкий процесс, требующий аккуратности и терпения. Этапы включают:
- С детали удаляют нагар, грязь и смазку с помощью абразивных материалов или специальных средств.
- На фаску клапана наносят притирочную пасту: сначала крупнозернистую, затем мелкозернистую.
- Клапан вставляют в седло, закрепляют с помощью держателя и начинают вращение.
- Вращают клапан в обе стороны на пол-оборота, периодически поворачивая его на 90° и прижимая к седлу. Процедура притирки длится 5–10 минут, пока на клапане и седле не появится матово-серый поясок шириной 1,75–2,31 мм для впускных и 1,44–1,54 мм для выпускных клапанов.
- Завершение процесса притирки подтверждается изменением звука трения и визуальной проверкой пояска.
- Остатки пасты удаляют ветошью или промывают керосином, затем смазывают клапан маслом и устанавливают на место.
Для проверки концентричности на фаску наносят графит и проворачивают клапан. Если черточки стираются полностью за один оборот, притирка выполнена качественно. В противном случае процесс повторяют.
2. Механизированная притирка клапанов
Механизированный способ упрощает задачу благодаря использованию дрели или шуруповерта. Алгоритм схож с ручным:
- Металлический стержень соединяют с резиновым шлангом и закрепляют в патроне дрели.
- На фаску наносят пасту, клапан вставляют в седло, добавляют пружинку для возвратно-поступательных движений.
- Дрель включают на низких оборотах, чередуя прямое и обратное вращение. Процесс притирки завершается, когда появляется матовый поясок.
- Клапан очищают растворителем от пасты и проверяют.
Этот метод быстрее и менее трудозатратен, что делает его предпочтительным в профессиональных автосервисах, таких как АБ Моторс.
3. Притирка новых клапанов
Для новых клапанов процесс немного отличается:
- Фаски очищают растворителем.
- На тарелку клапана крепят скотч, соединяя его с другим клапаном, установленным в дрель.
- Притирку проводят на низких оборотах, добиваясь появления пояска.
Важно: в современных автомобилях с алюминиевыми деталями притирка может не требоваться, но это нужно уточнять в документации.

Проверка герметичности ГБЦ
После притирки обязательно проверяют качество работы. Существует два метода:
- Первый метод. ГБЦ укладывают набок, заливают керосин в колодцы коллекторов и наблюдают за протечками. Если керосин не вытекает, клапаны герметичны. Однако этот способ не учитывает поведение клапанов под нагрузкой и не подходит для двигателей с EGR.
- Второй метод. ГБЦ переворачивают «вверх ногами», в полость клапанов наливают топливо, а в колодцы подают сжатый воздух. Отсутствие пузырьков подтверждает герметичность даже под давлением. Этот метод более точен и универсален.
Проверку на герметичность ГБЦ заказать в Минске
Моторно-технический центр АБ Моторс в Минске предлагает профессиональную притирку клапанов и проверку герметичности ГБЦ. Здесь:
- Используют механизированный метод с современным оборудованием.
- Проводят точную диагностику и проверку под нагрузкой.
- Гарантируют качество работы благодаря опыту специалистов.
Самостоятельная притирка требует навыков и инструментов, а ошибка может привести к повреждению двигателя. Доверяя работу профессионалам АБ Моторс, вы экономите время и получаете надежный результат.